Туры к Деду Морозу без посредников

Главная страница
Поиск информации на сайте
О нас
Наши услуги
Туры из В.Устюга

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Короткой весенней белой ночью, когда сияние длинного дня незаметно сменяется призрачным светом солнца, лишь ненадолго ушедшего за горизонт, город спит, уходит с его улиц обыденная жизнь, и ярче выступают творения его старых мастеров. Раскинутые по многим улицам и переулкам, сгрудившиеся на центральных площадях Устюга, памятники древнего зодчества как бы цементируют весь город в единое прекрасное целое- подлинный архитектурный ансамбль, который неяркая северная природа великолепно дополняет.

МОНАСТЫРИ

Троице-Гледенский монастырь основан в XII веке. Впервые в письменных сохранившихся документах упомянут в 1492 году. В XVII веке пережил свой расцвет, с этого времени деревянные постройки постепенно заменяются кирпичными. Расположен в 4 км от Устюга (по прямой). Собор Живоначальной Троицы начали строить в 1658 г. на средства купцов Босых, продолжили в 1659 г. на деньги Силы Грудцина, а затем его брата Василия. Закончено строительство собора с шатровой колокольней в 1690 г. В XVIII веке резчиками из г. Тотьмы братьями Богдановыми, устюжскими иконописцами Колмогоровым, Шергиным, Аленевым, позолотчиками Лабзиным «со товарищи» создается уникальный по красоте деревянный резной иконостас. Прототипом для него послужил иконостас Зачатьевского собора Спасо-Яковлевского Ростовского монастыря. Теплая церковь Иконы Тихвинской Богоматери с трапезной палатой, построенная в 1738 году, так же, как и церковь Успения Богоматери (маленькая), включена в стену. В 1841 году мужской монастырь закрыт. С 1912 по 1925 гг. здесь находилась женская обитель, затем колония, детдом, пересыльный лагерь, дом инвалидов и престарелых. С 70-х годов XX века монастырь передан Великоустюгскому государственному музею-заповеднику, начаты реставрационные работы. Из 3-х церквей две находятся в полуразрушенном состоянии.

 

Михайло-Архангельский монастырь (мужской) основан в 1212 году «за острожной насыпью при семи озерах» монахом Троице-Гледенского монастыря Киприаном. Прокопий Праведный приходил к Киприану для бесед. И умер Прокопий у ворот этого монастыря (см. «Святые»). При входе в монастырь 2 часовни: правая — Прокопия Праведного, а левая — Иоанна Устюжского. Над воротами на высоких штырях шары, унизанные колючками — символы солнца. В XVII—XVIII веках на месте деревянных возводятся кирпичные здания. Владимирская надвратная церковь (1682 г.) — построена на деньги дьяка Ивана Мальцева. Своеобразны опоры арок ворот церкви. На строительство главного пятиглавого собора Михаила Архангела с шатровой колокольней (1653— 1656 гг.) жертвует Никифор Ревякин. В соборе сохранились резной иконостас и настенная роспись. Рядом с надвратной церковью находится маленькая Киприановская церковь (второе название — церковь _ Преполовения Пятидесятницы), построенная над могилой святого Киприана в 1710 г. Рядом с этой церковью лежит могильная плита Никифора Ревякина. Справа от собора — трапезная палата с церковью Введения (без барабана и купола). На эту церковь деньги также даёт Никифор Ревякин. Сохранились переходы от главного собора в трапезные палаты. Слева от собора — настоятельские кельи с церковью Всех святых, за собором — братские кельи. Монастырь был очень богатым: владел деревнями, мельницами, перевозом через Сухону, земельными участками в Сибири. После революции монастырь был превращен в концентрационный лагерь. Заключённые должны были работать, поэтому появились станки и верстаки в нижних этажах зданий. Несмотря на холод, ни у кого из заключенных не поднялась рука, чтобы изрубить на дрова иконостас. Из этого концлагеря был выслан за границу Питирим Сорокин. Во Введенской церкви этого монастыря было создано первое древлехранилище, положившее начало краеведческому музею (3 октября 1910 г.). Для подготовки священнослужителей в 1896 году было построено 2-этажное здание Стефано-Прокопьевского братства. После революции в здании братства размещалась школа № 11 им. А. В. Луначарского (после 1998 года школа переведена на Советский проспект, в здание школы им. А. И. Герцена). На здании установлена памятная доска с именем Константина Богословского. С октября 1945 года на территории монастыря находится автотранспортный техникум.

Иоанно-Предтеченский монастырь основан в 1262 году татарином-баскаком Бугой на Сокольей горе по повелению Иоанна Предтечи, явившемуся ему во сне (см. «Святые»). Ясное указание о существовании на территории монастыря деревянной церкви Иоанна Предтечи относится к XVI веку. Кирпичная церковь построена в 1695 году купцом Александром Васильевичем Чалбышевым. С 1764 года монастырь стал женским. Монахини умели делать всё: ковали железо, писали иконы, вышивали бисером, учили. В 1868 году здесь была открыта женская школа, в 1898 году — епархиальное женское училище. В 1900 и 1901 гг. в монастыре были сильные пожары, приходилось отстраивать все заново. С 1909 года начали возводить главный Собор Рождества Иоанна Предтечи с огромным куполом по проекту архитектора В. Н. Курицина. Однако в результате пожара летом 1921 года купол рухнул. Под горой была часовня с родниковой чистой водой, после революции она была убрана. В 1918 году монастырь закрыли и образовали коммуну. С 1922 года прекратились службы, и всю территорию передали щетинно-щёточной фабрике (1924 г.). В 1927 году разобрали остатки собора. В августе 1992 года отреставрировали клуб щетинно-щёточной фабрики. Церковные здания разобраны, а братские кельи сохранились, в них размещены цеха предприятия.

Спасо-Преображенский женский монастырь основан в 1422 году. Деревянные постройки не сохранились. В 1689—1696 гг. устюжским архиепископом Александром возведён пятиглавый Спасо-Преображенский собор с шатровой колокольней и галереей-папертью. Снаружи собор богато украшен изразцами местного производства, внутри — многоярусный иконостас. В 60-х годах XVIII века построена церковь Сретения под «колоколы», а сам храм напоминает корабль с высокой мачтой. Храм украшен витыми колонками (типично устюжский декор), которые повторяются в доме Максима Кузнецова (см. «Своеобразные дома»). Монастырь существовал 342 года (надпись в церкви). Внутреннее убранство храмов сохранено, так как с 1928 года здесь размещается городской архив. Находится в центре города на ул. Красной (ранее Преображенской, по имени монастыря).

Янковский Знамено-Филиппьевский мужской монастырь основан в 1654 году иноком Филиппом (см. «Святые»). Находился на самом высоком месте города. Церковь Во имя Знамения Богоматери с приделом во имя митрополита Московского Филиппа, тёплый и холодный кирпичные храмы построены в первой половине XVIII века. В 1810 г. построены кирпичные корпуса для монахов, в 1872 г.— часовня. С 1908 года монастырь стал женским, поэтому его со всех сторон обнесли кирпичной оградой. В 1936 году сюда был переведен из Коряжмы детский дом, затем — неполная средняя школа № 3, открытая в 1927 году. Церковные здания не сохранились. В 1922 году во всех монастырях проведены обыски с целью изъятия ценностей, под видом которых забиралось самое необходимое. Из церквей Устюга было изъято 76 пудов, 21 фунт и 23 золотника серебра (около 1,4 тонны).

ЦЕРКВИ

Сергей Константинович Мальцев, художник, исследователь культового зодчества, называет 54 культовых сооружения, включая кирху и синагогу в карте-схеме 1998 года «Великий Устюг (спасенное и утраченное)». В церковно-историческом атласе Вологодской области, изданном в 2007 году, упоминается 45 церквей. Галина Николаевна Чебыкина, научный сотрудник музея, считает, что в Устюге было в 1900 году 26 храмов (по летописной книге, но без монастырских храмов). Церковь Вознесения В 1634 году была построена первая деревянная церковь Вознесения, в том же году она сгорела. Кирпичная церковь построена в 1648 году на средства Никифора Ревякина, богатейшего купца гостиной сотни, который был и ктитором (человеком, за которого молились в церкви). Строили церковь Вознесения не устюжские мастера, а, скорее всего, московские или ярославские. Подобные церкви есть в Москве (Троицы в Никитниках и Рождества в Путинках) и в Муроме. Это самая старая из сохранившихся кирпичных церквей Устюга, отличающаяся от всех остальных. Богато декорирована резными камнями, белыми изразцовыми зелёными и цветными вставками и шедеврами кузнечного ремесла — четырьмя решетками на 2-м этаже домовой церкви Ревякиных. Решётки все разные: на одной — фигура матери, богини-берегини, на второй — дата освящения церкви (от сотворения мира— 5508=1648 по новому летоисчислению), на третьей — герб России, на четвертой — трилистник — символ жизни. Отличаются не только решетки, но и все 4 стены храма. По преданию, с северной стороны церкви похоронены Буга (Иоанн) и Мария (см. «Святые»). В 1698 и 1715 годах пожар уничтожал всё внутреннее убранство. К 1744 году иконостас был восстановлен. Есть здесь ещё одно чудо: подписные иконы Стефана Соколова, местного иконописца. В иконостасе находится чудотворная икона Смоленской Богоматери Одигитрии. Колокольня в нижней части относится к XVII веку, а в верхней (звон и шпиль) — к XVIII веку. В 1892 году в церкви было 6 престолов: Вознесения Господня, Богоявления Господня, Воздвижения Честного Животворящего Креста, Воскресения Христова, святого Дмитрия царевича Московского и во имя Всех Святых. В 1929 году церковь Вознесения была закрыта и передана в ведение местного музея. При взрыве церкви Иоанна Богослова (1960 г.) она дала трещину в верхней части закомар. С 70-х годов XX века начата реставрация. В 1984 году открыли первую выставку на втором этаже, а с 1993 года открыли для осмотра и первый этаж. Деревянные утраченные детали восстанавливал Юрий Михайлович Марков (они не покрыты золотом). 24.09.2001 он награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени. Вокруг церкви раньше было приходское кладбище. В советское время около церкви посажены тополя, сейчас они спилены. Раньше крыша была четырехскатной, однако во время реставрации закомары были открыты и покрыты медью: она более стойка к погодным изменениям. Изначально церковь была 13-главая, сейчас — семиглавая. Каждый крест — произведение искусства. Церковь Вознесения — особо охраняемый памятник.

За озером, блестя золотыми куполами, привлекает внимание церковь Жён Мироносиц (1710—1723 гг.). Она на высоком подклете, который использовался для хранения товаров, с большой трапезной палатой, где решались мирские дела. Церковь богато украшена изразцами местного производства. Целые изразцовые пояса идут по лестнице и верхней части здания. На изразцах встречаются 4 вида изображений птиц: индюк, павлин, птица в профиль и птица с головой, повёрнутой назад. Можно проследить традицию: при строительстве здания речного вокзала на ограждающей решетке отлита птица с головой, повернутой назад, одно время и «Северная чернь» выпускала подвески с такой же птицей. Также на изразцах изображены вазоны с цветами, букеты и т. п. Уникальны кресты, увенчанные императорскими коронами. Колокольня разобрана в 1921 году, церковь закрыта в 1935 году. При образовании реставрационного участка здание церкви передано под его управление. С 1998 года в здании церкви открыт музей новогодней и рождественской игрушки. 18.11.2005 музей получил в подарок коллекцию рождественских и новогодних открыток В. Н. Мастракова из Сыктывкара. Рядом с этой церковью находятся развалины бывшей церкви Сретения иконы Владимирской Богоматери. Строительство деревянной церкви датируется 1566 годом. Кирпичная церковь с колокольней построена Семёном Шиловцевым, московским торговым гостем в 1696—1703 годах. После установления советской власти здание решили перестроить и использовать для клуба. В 1923 году его закрыли: налоги для общины стали непосильны. Техник Горбовской сделал проект переоборудования здания. Несмотря на возражения Н. Г. Бекряшева, строительство всё же началось. 15.05.1926 был торжественно открыт Клуб речников. В 1939 году установили новую киноаппаратуру, в 60-е годы провели внутренний ремонт. Здесь на втором этаже было большое панно вологодского художника В. И. Кунташева. Здание отличалось удивительной акустикой, актеры и певцы могли выступать без микрофонов. В зрительном зале был балкон, в фойе устраивались танцы. Ночью 25.01.2002 случился пожар, внутри всё выгорело. На Городище стояла церковь Варлаама Хутынского обетная (1613 год — деревянная, 1704 год — кирпичная). По сотной книге 1630 года здесь также была соборная церковь Покрова Пречистой Богородицы. Летопись 1399 и 1438 гг. указывает на существование на Городище Покровского монастыря. В конце XIX века была построена церковь Чуда Архистратига Михаила в Хонех (1884— 1888 гг.) В 1930 году все церкви, кроме церкви Чуда Архистратига Михаила в Хонех, были разобраны на кирпич. Здание церкви много лет использовалось кожевенно-галантерейной фабрикой. Только с постройкой нового здания фабрики на улице Угловского (30.12.1986) она переехала, и реставраторы поставили шпиль на колокольне и вернули куполообразную крышу на здание. Между Городищем и церковью Вознесения ранее 1630 года была деревянная Иоанно-Богословская церковь. На этом месте в XVIII веке построена кирпичная церковь, которую взорвали в 1960 году, так как мешала проходить машинам на паром. Здесь же в 1707 году Александром Васильевичем Чалбышевым была основана Александро-Невская церковь, отличающаяся малыми размерами. В память о ней часть озера называют Александроневским. Уничтожена в 1927 году.

На Рождественской площади (ныне площадь Ленина) на берегу реки стоят кирпичная церковь Николы Гостинского и пристроенная к ней церковь Зосимы и Савватия Соловецких. В летописи за 1503 год есть сведения о пожаре, в котором Никольская церковь сгорела. Кирпичные церкви построены в 1682— 1685 гг. Деньги на строительство давали приезжие купцы. В 1720 году Никольскую церковь надстроили высоким вторым этажом. Здесь впервые в городе холодная и теплая одноименные церкви объединены в одном здании, причем алтарь второго этажа смещен относительно нижнего. Церкви обычно строились парами: тёплая (отапливаемая), где службу вели зимой, и холодная, где служили летом. Ставить алтари друг над другом было нельзя. Мастера сделали низкой отапливаемую церковь с полукруглым 3-апсидным алтарём, а второй этаж 2-световой с уступающим гранёным алтарём. Церковь имеет высокое крыльцо, ведущее на второй этаж, украшена лепниной и небольшим количеством изразцов. В праздники служили в большой церкви, а в будничные дни — в маленькой церкви Зосимы и Савватия. Отдельно стоит колокольня. На массивном четверике (с тремя нишами — заглублениями) — восьмерик с украшенными гранями, причём украшения граней чередуются. В советское время здание церкви было приспособлено под лесопилку. По пологому подъему бревна выкатывали к церкви и здесь пилили на доски. На открытках, выпущенных до 1977 года, можно видеть обезображенное здание, без главы. Росписи почти не сохранились. Реставраторы предложили оригинальную раскраску церкви: заглубления, как в черни, были покрашены в чёрный цвет, что позволило зданию выделяться на белом снегу и при пасмурном небе. В 1978 году восстановили главку и крест (работы выполнили рабочие литейно-механического завода). На золочение купола потратили 70 граммов сусального золота. С 1986 года открыты музейные экспозиции, которые компенсируют утрату настенных росписей. На берегу, примерно в 50 метрах от церкви Николы Гостинского, сохранилось несколько больших камней, обозначающих место церкви Варвары Великомученицы. Долгое время она была деревянной, на ее месте после очередного пожара в 1698 г. построена холодная кирпичная церковь, а рядом в 1709 г. (в год победы в Полтавской битве) — теплая. В 1930 году оба здания уничтожены. Рядом с этими церквами находилась церковь Живоначальной Троицы. Построена в XVII веке, время уничтожения неизвестно. На углу архиерейского дома находится маленькая Спасская Всеградская церковь, построенная в 1823 году вместо сгоревшей в 1782 году. На украшение икон этой церкви большие деньги жертвовала Наталья Шелехова. В эту церковь устюжане поставили Образ Нерукотворного Спаса, стоявшего на Городищенских воротах. Сейчас внутреннее убранство полностью утрачено.

СОБОРНОЕ ДВОРИЩЕЕ

Здесь на маленьком пространстве расположено 6 храмов и двойная колокольня. При входе с Советского проспекта в глубине виден собор Прокопия Праведного (см. «Святые»). Первая деревянная церковь построена после 1471 года над могилой святого. sJ По легенде устюжские ратники ходили^ воевать на Волгу, заболели там, и им приснился Прокопий юродивый из Устюга. Про-копий обещал излечение, если они построят в его честь церковь у себя на родине. Обет они выполнили. _ В 1668 году на деньги купца Афанасия Гусельникова по прозвищу «Скорая запись» на месте деревянной возвели кирпичную церковь. У этой церкви, единственной в городе, известно имя строителя — Пётр Дмитриевич Котельников. Собор тёплый: под ним сделана котельная, пол набран из металлических плит, и здание хорошо прогревается. Слева — придел Святого Тихона. Собор много раз перестраивали, так как частые пожары наносили существенный ущерб. Крыша покрыта медью в начале XXI века. В отличие от остальных церквей города кресты позолоченные, но плоские, так как украшены грани куполов. На западной стене — фреска с изображением Прокопия Праведного. Со стороны реки сделан пристрой. С 1964 г. до 1991 г. храм был закрыт. В это время здесь располагался планетарий и музей. Сейчас это — действующая церковь, находящаяся под опекой Великоустюгского музея-заповедника. Около здания церкви лежит камень, привезенный с места выпадения каменной тучи около деревни Котовалово (см. «Святые»). Храм построен на том месте, где, по преданию, Прокопий сидел и молился за всех, проплывающих по реке. Иконостас храма относится к XVIII веку. В церкви есть уникальные иконы: Тихвинской Богоматери и Прокопия в житии. С 1682 года по 1786 год (то есть 104 года!) Великий Устюг был епархиальным городом. Поэтому потребовалось отдельное здание для архиерея. Архиерейское подворье, построенное в виде буквы «П», находится слева от собора Прокопия Праведного. Нижний этаж был с отдельной церковью Похвалы Богородице. Позже, в 1690 году, на средства купца Афанасия Гусельникова надстроена тёплая церковь Алексея Митрополита. Двойной барабан и четырехскатная крыша — более поздние перестройки. После ликвидации Великоустюгской епархии подворье передали под государственные учреждения (1817—1821 гг.). Здание неоднократно горело, после пожаров изменялось и строилось вновь. После Великой Отечественной войны здесь размещался госпиталь инвалидов, сейчас здание занимает лечебное учреждение. Справа у Успенского собора, закрывая всю стену, находится тёплая церковь Благовещения, построенная в 1845—1849 гг. В ней с 16 сентября 1970 года располагается городская библиотека. Справа от Прокопьевского собора находится собор Иоанна Праведного (ранее — церковь Происхождения креста). Собор построен на средства Никифора Ревякина в 1656—1663 годах. Над местом захоронения святого — арочка из кирпичных бусин. Окна алтаря украшены изразцами местного производства. Со стороны реки к ней в XIX веке была пристроена вторая церковь этого же святого, выполненная в псевдорусском стиле. После закрытия церкви и до мая 2008 года здание занимала детская спортивная школа. После выведения её из церкви здесь состоялся молебен. Справа находится церковь Власия Савостийского, или Богоявленская (Власьевская). Кирпичная церковь с большой трапезной палатой построена в 1689 году. Окна алтаря украшены изразцами. В 70-е годы здесь был пивной бар, сейчас — выставочный зал музея. Устюжане — народ экономный, поэтому они построили только одну двойную колокольню на все храмы Соборного дворища. В XVII веке была одна кирпичная шатровая колокольня, в XVIII веке её надстроили, сделали шпиль и установили часы. В 1754 году рядом с ней специально для колокола «Варлаам» (см. «Колокола») построили более низкую колокольню. Колокольни являются доминантной высотой города, видны издалека. Высота большой колокольни с крестом — 50 м, до креста — 47 м. Зимой 2007 года, готовясь к визиту Президента России В. В. Путина, сделали подсветку. Очень красиво! Успенский собор. Удивительна история этого собора! Много раз горел, но, как птица Феникс, возрождался из пепла. Первый собор был построен деревянным в конце XII века и, как пишет Шильниковская В. П., высота его была в 2 раза больше современного. Второй собор после сгоревшего в 1290 г. был освещен Тарасием, епископом из Ростова, но в 1396 г. также сгорел. В 1397 году построен новый собор, но через год его сожгли новгородцы и увезли икону Богоматери Одигитрии (см. легенду «Из истории»). 1399 г.— отстроен новый, икону новгородцы с почётом возвратили. 1493 г.— пришлось снова отстраивать после очередного пожара. 1502—1552 гг. действовал последний деревянный, также сгорел. Всего Успенский собор горел деревянным 5—6 раз. Каждый раз восстановленный собор был грандиозным сооружением: пятишатровым, высотой 70—80 метров «о 20 стенах». В 1554 году начали строить первый кирпичный собор на севере, но он был маленький. Через 4 года его освятили. В 1652 году кирпичный собор «разобрали, подошву укрепили» и в 1669 году достроили, увеличив. В 1732 году собор перестроили, убрав столпы. В 1780 году его снова перестраивали. В 1781—1784 гг. сделали новый иконостас и написали на стенах собора портреты устюжских епископов. В 1923 году в соборе состоялась последняя служба, и священник М. Шилов отправился в ссылку в Коми-край. Как только не использовали собор после того: хранили зерно, картофель, стройматериалы, закрывали заключённых. В конце 70-х годов здание передано музею-заповеднику, ведутся реставрационные работы как снаружи, так и внутри его. Сняли культурный слой земли. В 1986 году позолотили кресты и купола собора. Высота креста — 5 м. Вверх по реке от Соборного Дворища видна Ильинская церковь. В 1695 году была построена тёплая нижняя церковь, а в 1736—1745 гг. надстроили верхний холодный храм. Колокольня со шпилем является входом в летний, холодный храм (редкость в Великом Устюге). В декоре присутствуют изразцовые капители на колоночках, как у ц. Симеона Столпника. Церковь закрыта в 1930 году. Когда открывали монумент Славы, на главку Ильинской церкви поставили крест, который от сильного ветра наклонился в сторону площади, и долгое время так и лежал. К 850-летию города его подняли и хорошо укрепили. За парком культуры и отдыха находится еще одна церковь — Леонтия Ростовского. Её строили сразу кирпичной, в два приёма: нижний этаж в 1738—1741 гг., а верхний в 1754 г. и 1770 г. В Леонтьевской церкви в 1914 году крестили Н. М. Кудрина — краеведа, почётного гражданина города. Церковь закрыта в 1930 году, сейчас находится в ужасном состоянии. Долгое время в ней располагалась столярная мастерская, пилили лес. Крест от ветра наклонился в сторону города. Побелка осыпалась, и в отдельных местах разрушается кирпичная кладка стен, изразцы на стенах забелены. Сохранилась шатровая колокольня. Последней вниз по течению Сухоны стоит красная кирпичная церковь Симеона Столпника. Это единственный храм в Великом Устюге с чертами западноевропейского барокко. Строительство каменной церкви на месте деревянной началось в 1725 году, но во время пожара храм обгорел. В 1765 году на деньги устюжского купца И. Я. Курочкина храм был отстроен. Второй этаж занимают холодные церкви Рождества Пресвятой Богородицы с приделами Николая Чудотворца и равноапостольного князя Владимира. В нижней теплой церкви сделан бассейн для крещения взрослых. Храм и колокольня украшены колоночками с изразцовыми пилястрами зелёного цвета, что придаёт праздничность зданиям. Церковь закрыта в 1930 году. Постепенно отваливалась штукатурка, осыпалось наружное крыльцо... В конце века неоднократно проводились реставрационные работы. 20.05.2001 в этом храме начались службы. Стефановский храм С июня 1772 года было запрещено погребать умерших около приходских церквей, и на Ивановской горе открыто кладбище. 15.10.1774 на территории кладбища поставлена деревянная церковь «Всех скорбящих радость», где левый придел был отведён Стефану Пермскому, а правый— Феодосию Тотемскому. В 1800 году она была заменена кирпичной. С 1815 года в Великом Устюге начали праздновать день памяти Стефана Великопермского (26 апреля по старому стилю, 9 мая — по новому стилю). С этих пор церковь стали называть Стефановской. Позже она была освящена полностью в честь Стефана Пермского. Храм был богато украшен. Больше всех денег на строительство выделил купец Иван Дмитриевич Ямщиков (1748—1816 гг.). На колокольне висели 3 большие колокола: — первый, весом 107 пудов 30 фунтов, отлит в 1807 году; — о втором сведений нет; — третий колокол весом 12 пудов был отлит в 1786 году в Великом Устюге. 21.08.1940 Стефановский храм закрыли, убранство его было похищено. С 1948 года Стефановский храм приписан к Прокопьевскому, но здесь совершали только отпевания. 08.01.1964 власти приняли решение закрыть Прокопьевский собор к 1 мая 1964 года, но смогли осуществить это только к 1 июля. Так в городе и районе до 1991 года остался один действующий храм — Стефановский. Он требовал огромного ремонта, растянувшегося на много лет, в частности, пришлось заново собирать иконостас. Сейчас это действующий храм. В октябре 1999 года с северной стороны кладбища установлен Поклонный Крест в память о погибших в годы репрессий. Там, во рву, расстреливали. В июне 2003 года отведено новое место под кладбище у старого воинского кладбища (на Горе).

КОЛОКОЛА

В 1290 году епископ Тарасий привёз в Устюг колокол «Тюрик», подарок ростовских князей, для нового деревянного Успенского собора. Колокол погиб в пожаре (1396 г.). Колокол «Варлаам» В 1748 году был объявлен сбор средств на отливку колокола для колокольни Успенского собора. Общая сумма пожертвований устюжан составила 3094 руб. и 50 руб. пожертвовал А. И. Глебов. 8 мая в Великий Устюг приехал епископ Варлаам и выделил еще 2 тысячи рублей на колокол (отсюда и его название). В Нижнем Новгороде купили тысячу пудов меди, еще 26 пудов взяли от старых колоколов. Из Архангельска привезли 200 пудов олова и 56 пудов купили в Устюге. Всего было заложено 1282 пуда металла, а при угаре и прочих потерях колокол оказался весом 1054 пуда (16 тонн 864 кг). По весу колокол «Варлаам» был 15-й в России и 2-й на севере. В Великий Устюг из Москвы пригласили 3 мастеров (цейхмейстера Михаила Иванова, сына Моторина, подмастерьев Ивана Гаврилова и Екима Иванова, учеников Михаила Моторина) и 12 кузнецов и плотников. Изготовили печь-яму с формой, на которую потратили 38235 кирпичей. К 28 июля 1754 года колокол высотой 2,5 м и диаметром 3,5 м был готов. Специально для него построили звонницу с большим арочным проемом. За работу мастера получили 527 руб. и 20 руб. «на угощение». Общая стоимость колокола составила 7831 рубль (цены XVIII века). По словам стариков, язык колокола весил 120 пудов, и мужиков проверяли на силу: если вдвоём плечом допехают язык колокола до края, значит крепкие. Чтобы колокол ударил один раз, раскачивать язык приходилось 10 минут. В полдень «Варлаам» бил 12 раз, звук был низкий, а звон был слышен на 25 вёрст. 5 января 1930 года колокол сбросили с колокольни, он упал целым при большом стечении народа. С 8 по 31 января его ломали: поливали водой и калили на костре. Осколки сразу же увозили на лошадях. 19.04.1997 на колокольню Успенского собора подняли 50-пудовый колокол, подаренный Андреем Владимировичем Кондиным, московским предпринимателем. 27.08.2008, в канун праздника Успенья, в городе произошло знаменательное событие: на колокольню Успенского собора было поднято 9 колоколов, отлитых на средства устюжан и гостей города. Отслужен молебен, награждены благодарственными письмами те, кто внёс наиболее значительный вклад. Главный звонарь Ярославско-Ростовской епархии Владимир Дек-тярёв прозвонил в новые колокола. Подъём колоколов начали в 13.20. Первыми подняли малые колокола, затем большие по весу. Самый большой по весу — 430 кг, второй — 220 кг (из поднятых). Весь процесс занял 30 минут! Ещё на 3 больших колокола идёт сбор денег. Когда-нибудь в городе полным звоном будут звонить колокола, и вернётся звон часам! В 1992 году экспедиция «К истокам Русской Америки» привезла и подарила колокол в действующую Стефановскую церковь. Мы всегда спешим, а иногда стоило бы остановиться и подумать... О чём? У каждого из нас есть о чём поговорить с Богом.

Информация
Наши публикации
Фото и видеоальбом
Сайты партнеров
Счетчики




Яндекс
цитирования


 

Турфирма "Великоустюгское бюро путешествий и экскурсий". Все права защищены. Использование любой информации, размещенной на сайте www.vubp.ru, возможно только с письменного разрешения администрации

© 2010-2011 |