Туры к Деду Морозу без посредников

Главная страница
Поиск информации на сайте
О нас
Наши услуги
Туры из В.Устюга

Маршрут: Ярославль (Тогольский монастырь) - Переславль Залеский (Никольский монастырь) - Годеново - Антушково(Животворящий Крест)- Сергиев Пасад (Троице-Сергиева Лавра) - Москва (Покровский монастырь- К. Матронушке).

Программа маршрута

Ярославль

Ярославль по праву считается жемчужиной в «Золотом кольце» древнерусских городов, одной из архитектурных столиц России. С высокого обрывистого мыса на правобережье Волги, у места слияния с ней реки Которосли, открываются великолепные виды на необъятные дали Заволжья, на панораму города, украшенную цепью величественных храмов. Здесь, на Стрелке, начиналась многовековая история Ярославля.
Почти 1000 лет назад, в 1010 году, ростовский князь Ярослав Мудрый, стремясь обезопасить подступы к одному из крупнейший городов Северо-Восточной Руси - Ростову Великому, основал здесь город- крепость и назвал его «во свое имя». Раньше на этом месте находилось поселение язычников, «рекомое Медвежий угол». Его жители, потомки угро-финских племен, смешавшимся с пришлым славянским населением, занимались земледелием, охотой и рыболовством.
Вокруг, в радиусе 10-12 километров, существовало еще несколько таких же селищ, обитатели которых оставили грандиозные некрополи. Согласно преданию, князь Ярослав покорил местных жителей, убив священного зверя- медведя. Об этих полулегендарных событиях напоминает известный с XVII века герб города: «В серебряном щите медведь, стоячи, держит в левой лапе золотую секиру».
Географическое положение нового города было весьма выгодным в военном отношении. Крутые высокие берега Волги и Которосли, глубокий Медвидицкий овраг, по которому протекал ручей, образовывали естественно защищенный мыс. В XI-XII веках Ярославль оставался сторожевым пунктом на беспокойной окраине Ростово-Суздальского княжества, волжским форпостом своего «старшего брата» Ростова Великого.
Временем наивысшего расцвета Ярославля в домонгольский период было время правления ростовского князя Константина Всеволодовича и его сына Всеволода. Именно в это время город все чаще упоминается на страницах летописей.
В 1218 князь Константин разделил свои владения между двумя сыновьями: «посла сына своего старейшего Василька на стол Ростову, а Всеволода - на Ярославль». Так Ярославль стал «стольным градом» самостоятельного удельного княжества.
Возвышение города определило начало больших строительных работ, затронувших в первую очередь территорию княжеской резиденции на Стрелке. Ее облик можно воссоздать по летописным источникам и данным археологических раскопок. Крепость была деревянной. Вокруг небольшой, вымощенной бревнами площади теснились избы дружины и многочисленной челяди. Над ними высился двухэтажный деревянный княжеский дворец с просторными сенями. Появляются и первые каменные сооружения- нарядные величественные храмы в кремле и Спасо-Преображенском монастыре.
В начале XIII Ярославль разросся далеко за пределы крепости. О размерах Ярославля этих лет можно судить по летописному известию об огромном пожаре 1222 года, когда «град Ярославль мало не весь погоре и церкви изгоре, двор же княжь... избы огня». Такое количество храмов само по себе свидетельствует о значительной величине города.
Спасский монастырь, расположенный у главной переправы через Которосль, охранял западные подступы к городу. С севера его защищал Петровский монастырь, возникший в начале XIII века в полутора километрах от кремля вверх по течению Волги. В дальнейшем застройка Ярославля развивалась в пределах треугольника между кремлем, Спасским и Петровским монастырями. Впоследствии этот участок стал основной территорией городского посада. При князе Константине Всеволодовиче, библиографе и покровителе искусств, кого летописец назвал «вторым Соломоном», Спасский монастырь стал крупнейшим культурным центром края. По преданию, в монастырской библиотеке, где велась переписка книг, хранилось большое собрание русских и греческих рукописей. Здесь могло быть создано и сохранившееся доныне Спасское евангелие (1-я половина XIII века) с двумя прекрасными миниатюрами, изображающими евангелистов Марка и Луку.
В связи со строительством новых храмов в Ярославле большое значение приобрела иконопись. Местные иконы этого времени свидетельствуют о большом художественном таланте и мастрестве их создателей, о глубоких знаниях лучших достижений искусства Киевской Руси и Владимиро-Суздальского княжества.
Начавшийся блестящий расцвет богатого волжского города на долгие годы прервало монголо-татарское нашествие. Как и многие другие русские города, Ярославль в 1238 году был разорен и сожжен дотла, но не стал на колени перед врагом. Неоднократно здесь поднимались восстания. Один из самых кровопролитных боев с татарами произошел, по преданию, 3 июля 1257 года. Ярославцы понесли в нем огромные потери. С тех пор место боя- невысокая гора за Которослью, хорошо видимая со Стрелки- стала называться Туговой, что в переводе со старославянского означает Скорбная. Но неудачи не останавливали жителей свободолюбивого города. В победоносной Куликовской битве ярославская дружина стояла насмерть на левом фланге войска Дмитрия Донского.
Художественная жизнь Ярославля не замирала даже во времена татаро-монгольского ига. Об этом свидетельствуют произведения иконописи и миниатюры, сохранившиеся до наших дней.
Крупнейшим центром культуры и искусства оставался Спасский монастырь. Его великолепное рукописное Федоровское евангелие (2-я половина XIV века) свидетельствуют о сохранении здесь лучших традиций домонгольского наследия.
В 1463 году Ярославское княжество вошло в состав Великого княжества Московского. Ярославлю была отведена почетная роль «государевой вотчины». Московские цари в духовных грамотах завещали город с волостями прямым наследникам престола.
Начало XVI века ознаменовалось в Ярославле большими строительными работами, которые проводились по инициативе московского правительства. После огромного пожара в 1501 года по указу великого князя Василия III столичными мастерами был выстроен новый городской Успенский собор в кремле, заменивший собой разрушенную во время пожара княжескую церковь XIII века. Долгие годы собор оставался архитектурным центром Ярославского кремля. Впоследствии неоднократно перестраивающийся, этот интересный памятник, к сожалению, не дошел до наших дней.
Вторым по значению архитектурным комплексом города, его главным культурным и духовным центром продолжал оставаться Спасский монастырь, которому покровительствовали великие князья московские. В начале XVI века здесь был создан прекрасный ансамбль каменных зданий, украшенных фресковой живописью. Судьба монастырских построек оказалась более удачной, чем собора в кремле. Сохранившиеся и восстановленные, они являются сегодня единственными в Ярославле монументальными памятниками XVI века. Среди сооружений Спасского монастыря центральное место занимает древнейшее здание современного Ярославля - Спасо-Преображенский собор, архитектурная «биография» которого насчитывает семь с половиной веков. Он возведен в 1505-1516 годах.
Подклет собора служил усыпальницей местных князей, а в XVI-XVIII веках- и нетитулованных богатых ярославцев. В его стенах до сих пор сохранились мемориальные доски 1652 и 1740 годов. Северная паперть, заменившая в XVII веке первоначальное открытое гульбище, была в свое время монастырской «книгохранительницей». Как предполагают исследователи, здесь в конце XVIII века находилась рукопись «Слова о полку Игореве». Интерьер собора был расписан в 1563-1564 годах мастерами, имена которых сохранились в «клейме» на северо-западном столпе: «...а подписывали мастера московские Ларион Леонтьев сын, да Третьяк, да Федор Никитины дети, ярославцы Афанасий да Дементий Исидоровы дети»..
Благодаря исследованиям последних лет фрески Спасо-Преображенского собора предстают как ценнейшие произведения русской монументальной живописи XVI века. К западу от соборной площади монастыря стоит большой корпус трапезной палаты. Трапезная палата была одним из наиболее благоустроенных и богато украшенных зданий своего времени. Зимой она обогревалась теплым воздухом, поступавшим из кухонного очага через отдушины. Еда подавалась из поварни через вертикальные люки в толще стены. Своды, стены, откосы окон палаты были покрытии фресками. В XVI веке это был самый большой и красивый зал в Ярославле, служивший столовой братии этого богатого монастыря. Во время приезда знатных гостей здесь устраивались торжественные приемы. Парадное крыльцо соединяет трапезную палату с настоятельским корпусом. В первом этаже корпуса были хозяйственные подсобные помещения: хлебная, квасоварня, погреба для хранения продуктов; во втором этаже размещались жилые покои настоятеля.
Интереснейшим памятником жилой архитектуры на территории Спасского монастыря является корпус келий ХVII века. Внутристенные лестницы, многочисленные ниши, тщательно продуманная система отопления, окна, освещающие лестницы и сени, - все свидетельствует о большом опыте строителей, знавших и применявших здесь самые рациональные решения планировки жилья. Несмотря на то, что это здание появилось полтораста лет назад после основных сооружений монастыря ( в 1670-е годы), оно не нарушает стилистического единства ансамбля. В течение нескольких столетий укрепления монастыря, как и Ярославский кремль, строились и перестраивались из дерева. Только в ХVI веке появились первые каменные монастырские оборонительные сооружения. Их строительство было вызвано усилившимся вниманием московского правительства к Ярославлю в период напряженной и упорной борьбы за окончательное присоединение к Русскому государству Поволжья. В 1550-1580 годах были возведены первые каменные стены и башни Спасского монастыря, после чего он стал одной из сильнейших крепостей на Волге. Здесь стоял стрелецкий гарнизон, хранилась «государева казна». В начале ХVII века монастырская крепость по своей мощи превосходила обветшавшие укрепления кремля на Стрелке. В период борьбы с польско-литовской интервенцией (1612 год) благоустроенный Спасский монастырь, наиболее надежная цитадель города, стал главной штаб-квартирой Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Именно здесь формировалось народное ополчение, и обитель стала фактическим центром страны. В 1613 году в монастыре останавливался по дороге в Москву Михаил Романов; отсюда была послана грамота, извещавшая о согласии его венчаться на царство. За заслуги в период Смутного времени Спасский монастырь получил право беспошлинной разработки и перевозки камня и строительного леса. Монастырские власти развернули большое строительство. Наиболее значительными стали работы по перестройке оборонительных сооружений монастыря в 1612-1646 годах, в большей части сохранившихся до наших дней.
С середины ХVI века Ярославль - важный пункт торговых связей централизованного Русского государства со странами Востока (по Волге) и Европы (через Архангельск - единственный в то время русский морской порт). Иноземные купцы имели в городе свое «подворья», откуда направляли товары в Москву, Кострому, Нижний Новгород и дальше - в Персию. Здесь было развито ремесленное производство, которое находило широкий сбыт по всей стране. Волга изобиловала рыбой: огромный доход казне приносила осетровая и белужья икра. По сбору торговых пошлин в 1634 году город занимал третье место в государстве; по количеству дворов и населению находился на втором месте, уступая первенство лишь Москве.
Во второй половине ХVI века неизмеримо вырос ярославский посад. Город окружили тесным кольцом многолюдные торгово-ремесленные слободы: Коровники, Стрелецкая, Ямская. Их названия связаны с занятиями местного населения.
ХVII столетие - поистине золотой век ярославского искусства, вписавшего в историю древнерусской культуры одну из самых ярких ее страниц. На средства представителей богатого купечества и других слоев посадского населения возводились многочисленные каменные храмы, нарядно декорированные кирпичным узорочьем и цветными изразцами. В это время в Ярославле сложилась и достигла расцвета самобытная архитектурно-художественная школа. В числе основных художественных богатств Ярославля - стенописи его древних храмов. Ни один русский город не имел такого количества прекрасных произведений средневековых монументалистов. Ярославские художники обогатили традиционную христианскую тематику элементами национального быта, отразив в своем творчестве новое мироощущение, близкое и понятное торгово-ремесленному люду. Вышедшие из народной среды, они изображали на фресках жатву, пахоту, пиры, свадьбы, иллюстрировали популярные литературные сюжеты, тем самым показывая жизнь Руси во всем ее многообразии.
В центре древнего посада, там, где находились некогда богатые усадьбы могущественных купеческих династий, сохранился ряд памятников, открывших период расцвета ярославского каменного зодчества.
Поистине жемчужиной древнерусской архитектуры можно назвать церковь Ильи Пророка. Постройка храма начата в 1647 году купцами Скрипиными. Необычайно красив этот простой по формам, строгий и торжественный храм с пятью широко поставленными главами. Его композицию дополняют два белоснежных шатра - на колокольне и приделе Ризположения. Церковь Ильи Пророка славится и своим внутренним убранством. Стены, своды, откосы - все свободное пространство заполнено росписями, которые были выполнены в 1680-1681 годах артелью из пятнадцати мастеров под руководством прославленных художников Гурия Никитина и Силы Савина. Фресковая роспись располагается крупными широкими поясами в четыре яруса. Первый ярус занимают композиции на евангельские сюжеты, во втором ярусе - деяния апостолов, в третьем - житие и чудеса пророка Ильи, в нижнем, в четвертом ярусе - деяния его ученика Елисея. Ильинский храм по своим архитектурным формам, настенной живописи, составу икон принадлежит к наиболее выразительным и совершенным художественным ансамблям ХVII столетия, он является одним из наиболее полно и хорошо сохранившихся памятников Ярославля.
Во второй половине ХVII века на правом берегу Волги сложился один из наиболее выдающихся архитектурных памятников- ансамбль в Коровницкой слободе, выделяющийся необычностью композиции и изысканностью силуэта. Ансамбль, состоящий из двух церквей ( теплый храм Владимирской Божьей Матери и холодный храм Иоанна Златоуста), колокольни и святых ворот, формировался на протяжении полувека в результате коллективного творчества нескольких поколений ярославских зодчих.
Церковь Иоанна Предтечи (1671-1687) - вершина ярославского зодчества ХVII века, памятник мирового значения, рекомендованный ЮНЕСКО для показа туристам.
Грандиозная по размерам, фантастическая по силуэту своих пятнадцати глав, церковь ослепляет роскошью и обилием изразцов, кирпичных узоров, росписей. Стенопись Предтеченского храма- настоящая энциклопедия евангельских и библейских сюжетов, не знающая равных в мировом искусстве. Подлинным шедевром ярославских ювелиров-серебряников считается кадило из церкви.
На левом берегу Волги в пределах городской черты расположен уникальный ансамбль Толгского монастыря ( ХVII-ХIХ века). Толгский мужской монастырь - один из древнейших на Руси - был основан в начале ХIV века ростовским епископ Трифоном по случаю явления ему иконы Пресвятой Богородицы. В 1314 году Трифон, объезжая епархию, остановился на ночлег на берегу Волги возле устья несуществующей ныне реки Толги. В полночь он проснулся от яркого света и увидел на противоположном берегу сияние. Через реку к нему тянулся неизвестно откуда взявшийся мост. Перейдя мост, владыка обнаружил, что сияние исходит от образа Богоматери, находившегося в ветвях дерева. На следующий день Трифон и его спутники заложили на этом месте храм. Икона, положившая начало обители, сохранилась доныне, а 19 августа - день ее чудесного обретения - стал торжественным праздником Толгского монастыря. Сейчас это женский монастырь, в нем живет более ста сестер.
Архитектурным центром ансамбля является Введенский собор (1681-1688 годы); к югу от собора сохранилась древнейшая постройка - Крестовоздвиженская церковь с трапезной. Одна из самых интересных построек - Спасская церковь с больничными палатами (1710-е годы) - единственный значительный памятник стиля «московского барокко» во всем ярославском зодчестве. На территории ансамбля Толгского монастыря находится и один из древнейших памятников отечественного садово-паркового искусства - кедровый сад (2-я половина ХVII века).
Против выхода Медведицкого оврага к пойме Которосли горделиво возвышается церковь Николы Рубленый город, сохранившая в своем названии память о месте, где ее возвели в 1695 году. Церковь Николы Рубленый Город - единственная сохранившаяся церковь Ярославского кремля ХVII века. Она строилась на средства судостроителей, чьи верфи располагались здесь же, под обрывом. Скромная по декоративному оформлению, церковь Николы Рубленый Город выделяется среди других храмов Ярославля гармоничностью и изысканностью пропорций.
Двадцать пять лет (1657-1682) ушло на возведение в городе церкви Михаила Архангела, что наложило отпечаток на ее внешний облик, соединивший в себе черты двух периодов развития ярославского зодчества ХVII века. Как и другие ранние ярославские церкви, это четырехстолпный пятиглавый храм на подклете, с северным приделом в идее башни, с тяжелой квадратной ярусной колокольней и шатровым крыльцом. С более поздними культовыми сооружениями этот памятник роднят крупные главы и барабаны, высокие окна, четырехскатное покрытие над мелкими декоративными замерами. Зеленые изразцы на фасадах крыльца - одни из самых древних в Ярославле. В верхней галерее сохранился замечательный перспективный портал с тончайшим кирпичным орнаментом и росписью. Его кованая дверь украшена подсвеченной слюдой в прорезных круглых медальонах. В 1731 году интерьер церкви Михаила Архангела был расписан артелью художников во главе с известным мастером Федором Федоровым в несколько наивной манере, напоминающей народный лубок.
Один из красивейших памятников Ярославля - возведенная в 1672 году церковь Спаса на Городу. К северной стороне этого четырехстолпного пятиглавого храма примыкает небольшой придел с шатровым завершением; с южной располагается другой придел, более длинный и низкий. Невысокая шатровая колокольня на северо-западном углу здания разделяет галереи. Барабаны с главами по своей высоте превосходят основной клуб сооружения. За время существования церковь неоднократно перестраивалась. В 80-е годы ХVII века проемы первоначально открытой северной галереи были заложены, в ХIХ веке переделан южный придел, к западному фасаду пристроена новая паперть со входом. Стенопись Спасской церкви выполнена за очень короткий срок - с 12 июня по 2 августа 1693 года двадцатью двумя мастерами во главе с Лаврентием Севастьяновым и Федором Федоровым; по своему стилю и тематике она типична для ярославской живописной школы конца ХVII века. Стены разбиты на семь узких ярусов: в четырех верхних иллюстрируется земная жизнь Христа, в пятом и шестом раскрывается «История животворящего Христа». В цикле, посвященного принятию христианства византийским царем Константином и царицей Еленой, талантливо и самобытно написаны многочисленные битвы, торжественные церемонии, строительные работы, сложные пейзажи. В евангельские сюжеты внесены детали народного быта (царица Елена отправляется в Палестину в крестьянской телеге; церкви, основанные ею на Святой земле, напоминают простые деревянные срубы ярославского посада). Не меньший интерес представляют и другие ярославские храмы: церковь Богоявления, церковь Дмитрия Солунского, Петропавловская церковь (ХVII век), ансамбль церкви Сретенья (ХIХ век) и др.
Во второй половине ХVII века многие русские города, ставшие губернскими, изменили свой облик - была произведена их перепланировка. Получил свой регулярный план и Ярославль (1778 год). В целостной пространственной композиции учитывались основные архитектурные сооружения города, но в корне менялась его средневековая схема. Был создан новый центр, главенствующее значение в котором приобрели три переходящие друг в друга площади - Ильинская (ныне Советская), Плацпарадная (Демидовский сквер) и Соборная (Стрелка); построены новые жилые и общественные здания в стиле классицизма, благоустроена набережная Волги. С Основанием Петербурга - нового морского порта - Ярославль теряет свое прежнее ведущее значение на главном пути внешней торговли России с Западом, но начинает развиваться как промышленный город.
В ХIХ - начале ХХ века происходит окончательное оформление внешнего облика города. Смешанность различных архитектурных направлений и стилей, которые представлены в Ярославле, позволяет многим искусствоведам называть его «Флоренцией русского севера».
Гордостью города являются его музеи. Главным музеем ярославской области по праву считается историко-архитектурный музей-заповедник. Расположен он на территории бывшего Спасо-Преображенского монастыря. Созданный в 1895 году, музей обладает обширными коллекциями, представляющими огромную историческую и художественную ценность.
Всего же в городе 6 музеев разного профиля.
В Ярославле поднял занавес первый в России профессиональный общедоступный театр (1750 год). Его основатель - актер, режиссер, художник-декоратор и драматург Федор Григорьевич Волков. Неоднократно перестраивавшееся, современное здание театра было открыто в 1911 году. Архитектор И.А. Спирин.
Здание ярославского драматического театра и по сей день является украшением города. На площади перед театром установлен памятник Федору Волкову (скульптор А.Соловьев).
Ярославль - и сегодня крупный культурный центр России. Улицы, площади и набережные города - своеобразный музей, «экспонаты» которого - прекрасные памятники прошлого. Великолепные архитектурные сооружения оживляют прекрасные видовые перспективы берегов Волги и Которосли, создавая непрерывную цепь зрительно связанных между собой ансамблей. Даже беглое знакомство с городскими достопримечательностями оставляет неизгладимое впечатление. Под темными сводами крепостных ворот, у стен величественных храмов теряется чувство времени, явственно ощущается дыхание древней, почти тысячелетней истории Ярославля.
Над городом проносились войны, пылали пожары, неоднократно менялся облик его улиц и площадей. Но из поколения в поколения оставалось неизменным значение Ярославля как одной из величайших сокровищниц древнерусского искусства. Город как ценнейший памятник градостроения сохранил здания почти всех стилей русской архитектуры последних пяти столетий, поэтому в июне 2005 года исторический центр Ярославля был внесен в список Мирового культурно-исторического наследия ЮНЕСКО.
История Ярославля берёт начало ещё в 1010 году. За время своего существования Ярославль внёс большой вклад и сыграл важную роль в истории государтсва. Благодаря своей древности, Ярославль может похвастаться большим культурным и архитектурным наследием.
В 2010 году Ярославлю исполнилось1000 лет. К юбилею города жители готовились основательно, не смотря на кризис. Надеемся, что вам понравится город и вам ничто не помешает насладиться его музеями, храмами и памятниками архитектуры.

 

Антушково

Село Антушково ранее называлось Никольский погост, поскольку именно там 29 мая/11 июня 1423 года местным пастухам было явление Животворящего креста с предстоящим перед ним Николаем Чудотворцем. На месте Никольского погоста до явления Креста Господня было большое болото, называемое Сахотским, которое после явления Креста чудесным образом за ночь высохло, образовав место для строительства церкви. В память чудесного явления вновь построенная церковь была освящена в честь Николая Чудотворца с приделом в честь происхождения честного древа Животворящего Креста Господня. Она была строена из дуба и простояла много лет, но «Божиим соизволением, а наших ради согрешении, во время пожара церковь Божия сгорела». Сгорела, но в тот же год было возобновлена в дереве. В 1776 году на месте обветшавшей деревянной была построена и освящена уже каменная церковь с тремя престолами: главным - в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и приделами – во имя Святителя Николая и в честь Покрова Божией Матери. В 1824 году на Никольском погосте вокруг храма было решено построить монастырь, что бы богослужения у святыни – Животворящего Креста Господня - совершались ежедневно, что было до этого невозможным по причине малочисленности приходского Крестовоздвиженского храма. Успели построить специально для этого небольшой кирпичный завод и келейный корпус. Однако на этом все и завершилось по неизвестной причине. Келейный корпус был позднее отдан под земское народное училище. В начале XIX века приход церкви Никольского погоста был довольно большим: тринадцать деревень с населением около 1500 человек.
Крестовоздвиженский храм на Никольском погосте действовал до 1927 года, когда был полностью разграблен, а его настоятель отец Иоанн Добротин арестован и сослан в лагерь близ деревни Деревянск в Коми, где и погиб 25 ноября 1931 года. На Никольском погосте образуется пролетарская «Красная коммуна», келейный корпус становится общежитием для коммунаров - ивановских рабочих. В это время и было решено среди прихожан о перенесении Святыни подальше от глумящихся над ним коммунаров в наиболее близко расположенный храм Иоанна Златоуста в селе Годеново, который действовал до 1929 года, затем был закрыт, но не разграблен и стоял заброшенный посреди деревни. Точной даты перенесения Креста никто сказать не может. Наиболее вероятная дата 1933 год. По рассказам местных жителей, именно в этот год все участники этого крестного хода были раскулачены и высланы. А переносили Крест ночью «всем колхозом» во главе с председателем Василием Фоминым. Простоял Крест в заброшенном Годеновском храме всю войну. Много натерпелся Крест за это время от новой власти – и жгли его и пилили и поливали кислотой и топором рубили. Но Крест так и не поддался мучителям, лишь остались незначительные повреждения и царапины в назидание потомкам."
"Никольский погост в безбожные годы был полностью разорен. После общежития коммунаров там был детский дом, но в 50-х случился сильный пожар : сгорели многие деревенские дома, скотный двор, выгорел внутри братский корпус, но церковь осталась цела. В 60-е годы возле опустевшего Никольского погоста организовали машинно–тракторную станцию. Для ее строительства организовали в очередной раз «производство кирпича по методу Ильича» - ломали и разбирали своды и стены Крестовоздвиженского храма. МТС по каким то причинам не заработала и святое место обезлюдело совершенно. Так Никольский погост после пятисотлетней славной истории вновь превратился в Сахотское болото. Но не надолго. В середине 1990 годов трудами игумена Бориса Храмцова на месте явления Животворящего креста был образован мужской монастырь во имя Сошествия Креста Господня. В 2004 году уже почти полностью восстановлен Крестовоздвиженский храм, выстроена маленькая деревянная Никольская церковь."
АНТУШКОВО (ПОГОСТ КРЕСТ)
ЦЕРКОВЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ. КОМПЛЕКС, сер. 19 в.
Находится на высоком холме с крутыми склонами, над широкой долиной р. Иорданка. В окружающем ландшафте и среди сохранившихся построек комплекса доминирует возведенная в сер. 19 в. высокая колокольня. Сам пятиглавый храм Воздвижения Креста, сооруженный в 1776 г. на средства прихожан, разобран в 1974 г.; сохранился лишь его северный придел сер. 19 в. Восточнее вытянулось протяженное двухэтажное здание богадельни - она строилась в сер. 19 в. как корпус келий предполагавшегося, но так и не учрежденного монастыря. В кон. 19 в. здание было перестроено в связи с приспособлением под земскую школу. Постройки окружала каменная ограда, от которой западнее богадельни уцелела лишь входившая в ограду часовня (сер. 19 в.). Стены всех сооружений кирпичные, оштукатуренные. На территории погоста сохранилось несколько старых лип.
Колокольня церкви Воздвижения Креста сохранилась на высоту двух ярусов, от третьего остался лишь фрагмент. Уцелела также часть северного придела, пристроенного к храму одновременно с колокольней. Несмотря на плохую сохранность, является выразительным памятником в стиле зрелого классицизма.
Квадратные в плане, близкие по площади, ярусы имеют неодинаковую трактовку фасадов. Нижний ярус оформлен довольно строго - широкую арку прохода фланкируют плоские парные пилястры, наложенные на горизонтальную тягу, проходящую на уровне пяты арки. Возможно, что с запада к нижнему четверику примыкал более широкий шестиколонный портик с высоким фронтоном, также прорезанный по центру аркой. Второй ярус колокольни с высокими арками более пластичен. Каждую арку с белокаменными импостами в пятах фланкируют полуколонны, дополненные трехчетвертными колоннами на углах объема. Треугольный фронтон над антаблементом этого яруса примыкает к основанию следующего, третьего, яруса колокольни (также с арками звона), оформленного более скупо. Выше был поставлен аттик с круглыми проемами люкарн в строгом прямоугольном обрамлении.
Внутри колокольни были деревянные перекрытия. На пилонах и арках сохранились фрагменты орнаментальной темперной росписи 2-й пол. 19 в. и надписей — текстов об истории Животворящего креста.
От придела уцелел северо-западный угол, который позволяет судить о фасадах, близких по характеру архитектуры к колокольне, но с использованием иных мотивов. Перед спаренными пилястрами по сторонам проемов в два уровня, видимо, стояли колонны портика. Выраженная вертикальная ориентация бокового прямоугольного заглубленного окна поддержана над ним доской-накладкой с сандриком на кронштейнах. Богадельня - характерный пример крупного жилого здания в формах позднего классицизма. В кон. 19 в. ее прямоугольный объем получил также двухэтажную пристройку вдоль всего протяженного восточного фасада, включившую коридор с лестницами на концах и заменившую четыре первоначальные лестничные пристройки. В 20 в. с севера и востока были добавлены одноэтажные кирпичные объемы. На главном западном фасаде, обращенном ранее к храму, центральная часть в пять осей выделена слабым ризалитом, не имеющим соответствия во внутренней планировке. Над ризалитом возвышается широкий треугольный фронтон с вписанным в тимпан полукруглым тройным окном над карнизом стены. Укороченным прямоугольникам нижних окон вторят вытянутые по вертикали прямоугольные верхние окна. На торцовых стенах средняя ось первоначального объема (до восточной пристройки) зафиксирована ложными окнами в обоих этажах. Восточный фасад сохранил строгость архитектуры - лишь проемы верхнего этажа получили полуциркульный верх.
Внутренние капитальные стены (одна продольная и три поперечных) делили каждый этаж первоначального объема на четыре изолированные секции, по два помещения в каждой. В четырех комнатах вдоль западного фасада были устроены спальни; каждая из них соединялась двумя проходами с равным по площади помещением для дневных занятий, откуда был выход на улицу. Часовня в плане образует квадрат со стороной в сажень (по внешним стенам). Невысокий объем имеет позднюю двускатную кровлю. Южный входной проем и ложные окна на западной и восточной гранях, имитирующие расстекловку на шесть квадратов, помещены в неглубокие арочные ниши.
 

Троице-Сергиева Лавра

Троице-Сергиева Лавра основана в 1345г. (по другим сведениям, в 1337 г.) как уединенная пустынь сыновьями ростовского боярина Кирилла Варфоломеем и Стефаном. Варфоломей, принявший вскоре монашеское пострижение с именем Сергий, вошел в историю России как сподвижник московских князей в деле объединения разрозненных русских земель, но, в первую очередь, как инок, проповедовавший и воплощавший в жизни идеи нестяжательства и трудолюбия.
В 1355г. в Троицком монастыре был введен общежитийный устав, регламентировавший все стороны монашеской жизни. Особый этап в истории монастыря - канонизация его основателя Сергия Радонежского в 1422г. Это событие было отмечено торжественной закладкой белокаменного Троицкого собора над гробом Сергия.
В 1608-1610 гг. шестнадцать месяцев Троице-Сергиев монастырь находился в осаде 30-тысячного отряда польско-литовских интервентов. Ратный подвиг защитников монастыря приобрел широкую известность в стране и способствовал дальнейшему росту авторитета обители. В 1744 г. указом императрицы Елизаветы Петровны Троице- Сергиев монастырь был удостоен почетного титула "Лавра".
В середине XVIII в. Троице-Сергиева Лавра по количеству принадлежавших ей земель и душ была первой не только среди духовных, но и среди светских феодалов. Во владении монастыря находилось 214 тысяч десятин земли и более 106 тысяч душ крепостных крестьян в 15 губерниях и 45 городах страны.
В 1764 г. в результате секуляризации монастырских земель (объявления государственной собственностью) Лавра лишилась всех своих владений. Для содержания "штага": 100 иноков и 100 служителей средства выделялись государством.
С 1919 но 1946 гг. Троицкий монастырь был закрыт.
На рубеже третьего тысячелетия Троице-Сергиева Лавра - действующий мужской монастырь, духовный центр всей православной России.
Архитектурный ансамбльТроице-Сергиевой Лавры включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО (1993 г.). Многочисленные лаврские сооружения, возведенные на протяжении XV- XIX вв. лучшими мастерами России, представляют собой своеобразное наглядное пособие истории русского зодчества.

 

Село Годеново

Село Годеново с храмом свт. Иоанна Златоуста (1794г.) было бы обычным населенным пунктом с красивой отреставрированной церковью, если бы не хранившаяся в этом храме православная святыня - Честной Животворящий Крест Господень , явленный в V веке.
Из истории:

Животворящий Крест Господень был чудесно явлен пастухам близлежащего села на болоте в 55 верстах от г. Ростова. Увидев над непроходимым болотом посреди неизреченного столпа света на воздухе Животворящий Крест Господень пастухи, по благословению епископа, начали строить на расстоянии версты от этого места церковь. Однако сделанное ими основание церкви Божиим произволением переместилось на место чудесного явления, над которым вновь воссиял Животворящий Крест. И услышали голос от него: "На сем месте поставите церковь Мою”. В ту же ночь после сильной бури часть болота обратилась в сухой холм, где и была выстроена церковь. Явленный образ распятия Христова после этого сделался всем видимым и доступным. Прошедшие века хранят историю множества чудес и благодатных исцелений от этих святынь. В настоящее время Животворящий Крест находится в храме свт. Иоанна Златоуста в с. Годеново неподалеку от места своего явления. А на Сахотском болоте ныне возрождается из руин храм и создается монастырь.
580 лет назад воссиял чудесный свет на Сахотском болоте в Ростовских пределах. Это было явление Животворящего Креста Господня и образа великого чудотворца Николая, сошедших с неба. По повелению Божию здесь была поставлена церковь во имя Святителя Николая, и многими чудесами исцелений прославилось это место: "Пройде слава про чудеса Животворящего Крестаи чудная чудеса чудотворца Николы во многие страны”, - говорится в сказании о явлении Креста.
Первым Божиим чудом, дарованным от Креста, было основание прямо среди болота прочного холма для строи

Информация
Наши публикации
Фото и видеоальбом
Сайты партнеров
Счетчики




Яндекс
цитирования


 

Турфирма "Великоустюгское бюро путешествий и экскурсий". Все права защищены. Использование любой информации, размещенной на сайте www.vubp.ru, возможно только с письменного разрешения администрации

© 2010-2011 |