Туры к Деду Морозу без посредников

Главная страница
Поиск информации на сайте
О нас
Наши услуги
Туры из В.Устюга

СВЯТЫЕ УСТЮГА

 

 

Прокопий Праведный, Стефан Пермский и Иоанн Устюжский — общероссийские святые. Буга (Иоанн), Мария, Киприан, Иона Пермский и Филипп Знаменский — местночтимые святые.

Иван Верюжский в конце XIX века называет более 80 святых в Вологодской губернии.

Буга (Багуй). Согласно летописи «в лето 6770 (1262 г.) был баскак, собирал дань. Взял христианку Марию, дочь устюжанина в наложницы. Пришла грамота от Александра Ярославовича Невского с призывом: бить татар»

Мария предупредила Бугу. Он пришёл на вече, повинился, крестился (был наречен Иоанном) и обвенчался с Марией.

После смерти Иоанн и Мария причислены к местночтимым святым и похоронены под спудом церкви Вознесения с северной стороны.

По легенде, Буга охотился на Сокольей горе, устал и уснул. Во сне к нему явился святой Иоанн Предтеча и повелел построить на этом месте монастырь в его честь. Буга не знал этого святого и долго искал его изображение на иконах, а когда нашел, при крещении принял его имя.

Искупая свои грехи, он основал Иоанно-Предтеченский монастырь.

 

Прокопий Праведный — первый Христа ради юродивый на Руси, канонизирован в 1547 г. Преставился 8 (21) июля 1303 года.

По легенде он был богатым человеком из Западной Европы, торговавшим в Новгороде. Там он принял православие, раздал свое имущество и ушел в монастырь Варлаама Хутынского.

Решив принять на себя обет юродства, пешком отправился в путь и пришел в Устюг.

Здесь он поселился на паперти церкви Успенья. Переносил голод, холод, поношения со стороны жителей. Носил с собой 3 кочерги, с которыми часто изображается на иконах.

По преданию, Прокопий спас город от каменной тучи, выпавшей в июле 1290 года, предсказал маленькой девочке Марии, что она будет матерью епископа Пермского. А когда он умер у ворот Михайло-Архангельского монастыря, летом выпал снег и укрыл тело святого. Его прах покоится под спудом церкви Прокопия Праведного.

В районе Котовалово (место выпадения каменной тучи) очень много камней, там в своё время была построена часовня и церковь. Устюжане ходили туда крестным ходом, чтобы поклониться чуду. В канонах для иконописцев Прокопий описывается следующим образом: «Подобием средовек, власы на главе русы и терховаты, брада аки Козмина, риза на нём дикобагряная, с правого плеча спущена, в руке 3 кочерги, на ногах сапоги разодранные и персты видны, голени голы».

Современный художник В. Латынцев написал несколько картин, посвященных Прокопию Праведному, небесному покровителю города.

С 1997 года праздник города проводится в ближайшее воскресенье от 21 июля.

Есть также версия, что Прокопий — это князь пруссов, Гланда Камбила, поднявший восстание против немцев. Восстание кончилось поражением, и князь, спасаясь, укрылся на Руси, в Новгороде. Как известно, Гланда Камбила считается родоначальником рода Романовых.

Из XXI века виднее, что было в XIII и начале XIV веков.

Стефан Пермский (ок. 1340—1346—26.04 (9.05) 1396). Канонизирован в 1547 году. Устюжанин, отец — клирик Успенской соборной церкви Симеон по прозванию «Храп», мать — зырянка Мария.

С детства Стефан знал разговорный язык матери, освоил славянскую грамоту, перечитал все книги в Устюге. В юношестве ушёл в кафедральный Ростов и принял постриг в монастыре Григория Богослова.

Разработал азбуку и перевел часть богослужебных книг для народа коми (зырян), причем сделал это в тайне.

В 1379 году Стефан ушел к зырянам как священник крестить народ. В Пырасе (Котласе) поставил первую церковь, а затем начал продвижение вверх по реке Вычегде (Пырас по-зырянски означает «вход», только это не двери, а вход в другой мир, мир славянский. Жители этого края и сейчас живут в мире с Россией).

Стефан Пермский уничтожал языческие капища (места поклонения язычников), строил церкви, монастыри (17), открывал школы, учил детей, защищал от набегов разбойных новгородцев, организовал подвоз хлеба и другого продовольствия в голодные годы, писал иконы.

 

Согласно легенде вышел победителем из спора с языческим жрецом Памом, который в результате ушел из коми-пермятских земель в Сибирь.

 

В XIV веке великими святителями Руси признавали Сергия Радонежского, Стефана Пермского и Алексия, митрополита Руси. Можно считать их духовными братьями.

Однажды, добираясь в Москву, в 10 верстах от Троице-Сергиевой лавры, Стефан Пермский послал мысленный привет Сергию и был услышан. До сих пор в Лавре во время обеда раздаётся звон колокольчика, и монахи кланяются в северную сторону с молитвой (более 600 лет!).

В 1383 году Стефан был назначен Епископом Пермским и был им в течение 12 лет. Много доброго сделал он для людей этого края, а Россия без войны, мирно присоединила к себе территорию, равную 14 современным Бельгиям или равную Франции, Бельгии, Голландии, Люксембургу и Монако вместе взятым. Это был первый прорыв на восток, который продолжился в XVII веке.

Деревня Усть-Сысольск была определена как владычная резиденция Стефана Пермского. Со временем она превратилась в столицу края — город Сыктывкар. Богатства этого края с его христианизацией стали поступать в Москву, а не в Новгород.

Умер Стефан в Москве, похоронен по княжескому канону в Кремле в церкви Спаса на Бору. К сожалению, церковь разобрана, и каменный гроб утерян.

Через сто с лишним лет устюжане совершили военный поход в коми-пермятские земли, снова брали ясак (сбор дани с иноверцев в пользу государства), а азбука Стефана была забыта, хотя служба в церквях Коми-края до сих пор ведётся на зырянском языке.

Сохранился посох Стефана, украшенный резной костью, и икона «Троица Зырянская Ветхозаветная», которая хранится в Вологде. Портретов тогда ещё не писали, и на иконах он изображается по-разному.

На памятнике «1000-летие Руси» в Великом Новгороде, единственном в мире памятнике народу, в числе 130 фигур есть барельеф нашего земляка — Стефана Пермского.

В Великом Устюге построен Стефановский храм, расположенный на городском кладбище.

 

 

Блаженный Иоанн юродивый, устюжский чудотворец.

Умер в раннем возрасте. Канонизирован в 1547 году. Память 29.05.1494 (11 июня).

По преданию Иоанн родом из деревни Пухово, что находится недалеко от Троице-Гледенского монастыря на правом берегу Сухоны.

С рождения он не ел молосной пищи, принимал только хлеб, размоченный в воде, мог спать в горячей печи на углях.

По легенде, Иоанн спас Устюг от чумы: по ночам обходил город с молитвой не по одному разу и просил Господа о его спасении. Болезнь обошла торговый город стороной.

Мощи Иоанна находятся под спудом церкви Иоанна Праведного на берегу реки Сухоны. В канонах иконописцев «Иоанн Юродивый Устюжский Чудотворец подобием молод, борода только расти зачала, в наусии; волосы просты, риза на нём разодранное рубище, исчерна бело, и свилося на нём; плечо голо, а также и ребра голы и ноги выше коленей».

В 1894 году на месте деревни Пухово поставлена часовня, которая рухнула в 1999 году. Там есть родник, считавшийся ранее святым.

Преподобный Киприан — основатель Михайло-Архангельского монастыря. Приглашён горожанами из Троице-Гледенского монастыря.

Отличался богатырским телосложением.

По легенде Киприан всё время находился в молитве, держа в руках камень. Если он засыпал, камень падал и будил его.

Память: 29.09.(12.Ю.)1276 года. Местночтимый святой. Мощи святого находятся под спудом церкви Преполовения Пятидесятницы (Киприановской) Михайло-Архангельского монастыря.

Преподобный Филипп, пустынник, основатель Янковского Знамено-Филиппьевского монастыря, который при этом всю жизнь пробыл простым иноком. До пострижения в монахи Филипп был древоделом Лукой Голубевым. Память 17(30.)08.1662. Местночтимый святой.

Богословский Константин Александрович (1871—1937 гг.), причислен к лику святых.

Константин родился в многодетной семье священника грязовецкого уезда, имел природную хромоту. В 1895 г. закончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С этого же года начал преподавательскую деятельность в Вологодском епархиальном женском училище. Предметы вел разные: от закона Божьего до арифметики. Специализировался на вопросах церковного раскола.

На гражданской службе был произведен в коллежские советники и награжден орденами Станислава III степени и святой Анны III степени.

Только в 1907 г. К. А. Богословский принял сан священника, а в 1918 был произведен в сан протоиерея. Получил ряд наград от православной церкви.

С 1907 по 1922 год он жил и служил в Великом Устюге, до 1918 г. являлся смотрителем Духовного училища, преподавал в училище Стефано-Прокопьевского братства.

Константин Александрович стал председателем комитета по заведованию древлехранилищем, а товарищем председателя — В. П. Шляпин. В 1918 году музей насчитывал уже 601 экспонат.

В 1920—1921 гг. он работал архивариусом в городском архиве, служил в разных церквях города, организовал сбор средств для голодающих.

К. А. Богословский пытался препятствовать бездумному изъятию церковных ценностей, поэтому в 1922 году он был арестован и осужден на два года. Для отбывания срока он был отправлен с первой партией в печально знаменитый СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения), где отбывали наказание священнослужители разных религий и верующие. Оттуда вернулся в Вологду с изменившимся характером, молчаливым. В 1937 году был снова арестован и расстрелян.

Реабилитирован посмертно в 1970 и 1993 годах.

На здании бывшего Стефано-Прокопьевского братства установлена мемориальная доска.

Информация
Наши публикации
Фото и видеоальбом
Сайты партнеров
Счетчики




Яндекс
цитирования


 

Турфирма "Великоустюгское бюро путешествий и экскурсий". Все права защищены. Использование любой информации, размещенной на сайте www.vubp.ru, возможно только с письменного разрешения администрации

© 2010-2011 |